Лоббизм и GR на российском ИТ-рынке. Кто, как и зачем этим занимается?
Государство в России в последние годы уделяет много внимания сфере ИТ, и
Содержание
- Некоторые особенности «щепетильной темы» в России
- GR и лоббизм — одно и то же?
-
ИТ-отрасль : рука об руку с GR -
Каким
ИТ-компаниям нужен GR - Задачи, стоящие перед GRщиками
- Результаты работы GR в компаниях: примеры
-
Персоналии: «монстры» GR российского
ИТ-рынка -
GR-руководители : люди со связями и опытом работы в госсекторе - Зарплаты GRщиков
-
GR-инструменты , которые используютИТ-компании - Сила отраслевых объединений
-
Яркие лоббистские победы на
ИТ-рынке - Зачем GRщик нужен чиновнику?
- Головная боль GRщика: нерешаемые и сложно решаемые вопросы
- GR и взятки: есть ли связь?
Тему взаимодействия с госорганами на
Чтобы получить информацию для обзора, TAdviser обратился к представителям порядка 30 российских
Тему взаимодействия с госорганами не все оказываются готовы комментировать. На
В локальных офисах иностранных вендоров ещё до приостановки их бизнеса в России никто не смог ответить на вопросы по существу. Из российских компаний
«В России самая большая часть
Учитывая особенности темы, TAdviser принял решение включить в свой обзор и официальные, и наиболее интересные неофициальные комментарии, полученные по итогам общения с представителями
Некоторые особенности «щепетильной темы» в России
В некоторых странах законодательно отрегулировано взаимодействие организаций с властью в целях продвижения
В ЕС также есть законодательство о лоббистской деятельности, правда, более мягкое, чем в США. Оно предполагает добровольную регистрацию в реестре прозрачности, объединяющем реестры Еврокомиссии и Европарламента (см. Лоббизм в Европе).
Зарегистрированные получают рассылку об обновлении законодательной базы, могут входить в состав экспертных групп, запрашивать встречу с
В этом реестре присутствуют и компании с российскими корнями, работающие на международных рынках. Например, с 2015 года там зарегистрирована «Лаборатория Касперского». Из реестра можно узнать, что компания участвовала в
Есть и негосударственные организации, которые отслеживают данные о финансировании избирательных кампаний и лоббировании, такие как американская OpenSecrets. В её базе содержится информация о том, что, к примеру, в 2013 году сотрудник американского офиса «Лаборатории Касперского» в предвыборный период пожертвовал $3000 республиканской партии в Техасе[2]. А в 2001 году американский офис разработчика ПО ABBYY перечислял пожертвование в $250 бывшему секретарю штата Калифорния Марч Конг Фонг Ю[3] после того, как она заявила о планах снова участвовать в выборах на эту должность.
В России эта сфера пока находится в «тени», является неподотчётной, и работу лоббистов нельзя назвать прозрачной для общественности. «Подводные течения», влияющие на принятие политических и регуляторных решений, и их конечные выгодоприобретатели также зачастую неочевидны.
В Госдуме неоднократно предпринимали попытки ввести регулирование лоббистской деятельности. Первая попытка имела место ещё в начале
Один из
Крупные компании в России нанимают в штат
Можно встретить случаи, когда в публичном пространстве не «светятся» даже биографии штатных GRщиков, их предыдущие места работы. Например, в биографической справке Глеба Вершинина, директора по GR SAP СНГ (компания в марте 2022 года приостановила работу в России на фоне событий на Украине), на корпоративном сайте указано, что он имеет опыт госслужбы и руководил структурами по связям с общественностью и взаимодействию с госструктурами в частных компаниях и компаниях с госучастием[4]. Однако в открытых источниках, в том числе в его профиле в соцсети LinkedIn, отсутствуют названия организаций, в которых он трудился до SAP СНГ.
Впрочем, есть мнение, что при всех вопросах к прозрачности российского GR, вряд ли можно говорить о её полном достижении и в тех странах, где эта деятельность законодательно отрегулирована: «на Западе всё не так прозрачно, как кажется, „теневой“ лоббизм есть всегда и везде», уверен один из
Baikal Communications Group в конце 2021 года провела большое социологическое исследование российской
«Результаты исследования показали, что в российских компаниях преобладает работа с законодательством, в качестве
Это также можно отнести к особенностям российского GR.
GR и лоббизм — одно и то же?
Перед тем, как перейти к более детальному рассмотрению практик GR в российской
Среди
«Мы полагаем, что лоббизм представляет комплексную отрасль, сочетающую в себе различные функции, в том числе и GR, — говорит Войтенко. — Сам по себе GR ограничивается взаимодействием с государственными органами. Институт лоббизма намного шире — помимо выстраивания диалога с властью, он включает продвижение частных интересов и влияние на принятие политических и управленческих решений.»
«Задачи GR намного шире, чем те, что стоят перед лоббизмом. К примеру, к функциям
Директор по работе с государственными заказчиками компании «Биорг» Илья Веригин придерживается точки зрения, что лоббизм — это как адвокатская деятельность: адвокат всегда защищает интересы своих клиентов, как правило, зарабатывая на этом. А GR — это однозначно положительные вещи: он сопровождает благородные проекты, цель которых — изменить мир к лучшему, которыми в итоге можно будет гордиться и даже получать награды. Ради этого стоит длительно выстраивать отношения с государством, с подрядчиками,
Денис Солодовников, директор по взаимодействию с государственными органами
«Считается, что лоббизм больше напрямую связан с бизнесом и имеет негативный оттенок. Но это, скорее, больше характерно именно для российского рынка, потому что, например, в США эта деятельность зарегулирована, и никакого негатива там касательно лоббизма нет. Есть правила игры, по которым все работают, есть компании, где есть официальные должности лоббистов, — отмечает Солодовников.»
ИТ-отрасль : рука об руку с GR
Инструменты GR необходимы, прежде всего, компаниям в наиболее зарегулированных секторах экономики — например, в табачной, алкогольной, фармацевтической промышленности, поскольку изменения в регулировании создают риски как для конкретной компаний, так и для отрасли в целом, говорит гендиректор Baikal Communications Group Эдуард Войтенко. Коммуникация с органами государственной власти способна своевременно предотвратить такие риски, а, следовательно, помочь компаниям избежать финансовых потерь.
Сфера ИТ также в последние годы подвергается настойчивому законодательному реформированию и находится под пристальным вниманием государства.
«Главным трендом государственной политики является импортозамещение, благодаря чему у российских
GR необходим
«GR будет полезен компании для открытия новых рынков, получения помощи от государства через такие инструменты, как гранты, субсидии, льготные кредиты, в том числе в сфере экспорта софта, а также в снятии административных барьеров, — добавил он.»
Роман Клецких считает, что
«В некоторых компаниях, бывает, путают функциональные обязанности
Надо сказать, что вакансии, размещённые на крупных рекрутинговых сайтах, указывают на то, что работодатели нередко подразумевают под
Каким ИТ-компаниям нужен GR
Денис Солодовников считает, что GR нужен компаниям, работающим на государственном рынке, и просто большим компаниям, занимающим существенную долю рынка — они вынуждены реагировать на любые вызовы, воздействовать на регуляторику. И они могут себе позволить организовать выделенное подразделение GR.
«Наверное, вряд ли GR нужен небольшим компаниям, работающим в сегменте B2C. Там, скорее, юристы выполняют некоторые функции GRщиков: отслеживают изменения законодательства и одновременно с этим анализируют риски. А если нужно, и если маленькие компании готовы платить членские взносы, они могут также воспользоваться для продвижения своих интересов таким инструментом, как различные отраслевые ассоциации, — рассуждает Солодовников.»
Роман Клецких придерживается схожего мнения: GR
«На сегодняшний день практически все средние и крупные
В свою очередь, малому бизнесу нужно создать и развивать продукт или сервис, выстраивать продажи, маркетинг, привлекать венчурное финансирование, научиться работать с институтами развития (например, с фондом Бортника). Как и крупные компании, небольшие бизнесы могут входить в различные отраслевые ассоциации, и они этим тоже пользуются.
Илья Веригин считает, считает, что GR — это инструмент длительной работы с госсектором. Он необходим компании, которая имеет амбициозный план развития на 3–10 лет, включающий развитие компетенций, востребованных продуктов для госсектора. GR — один из драйверов этого роста. Например, появилась идея
«Исходя из опыта нашей работы, функция GR полезна любой компании, даже если ее деятельность не ограничивается существенными административными барьерами в текущем моменте. И в условиях отсутствия строгого государственного контроля или нормативных изменений должна вестись проактивная работа, в частности, мониторинг и анализ регуляторной среды, — говорит Эдуард Войтенко. — Кроме того, сложно назвать отрасль, находящуюся в полной стагнации, в отношении которой вообще не принимается никаких государственных решений, поэтому те или иные
Очевидно, что в нашей экономике весома роль государства, говорит Дмитрий Грызунов, директор по корпоративным коммуникациям и клиентскому сервису, «Русатом Инфраструктурные решения». В части ИТ в последнее время наблюдается видимый тренд, особенно на фоне пандемии. Государство не просто формулирует правила игры, оно стало одним из ключевых драйверов цифровизации. Сегодня государство не просто регулятор, а один из главных крупных заказчиков цифровых решений.
«В связи со всем вышесказанным важность
Задачи, стоящие перед GRщиками
Почти во всех
Например, в «Ростелекоме» основные задачи, поставленные перед своим направлением GR, сформулировали в духе «классического» GR:
- осуществление эффективного взаимодействия с государственными органами, в том числе участие в заседаниях рабочих групп при федеральных органах исполнительной власти;
- представление интересов компании на различных общественных площадках, организованных для взаимодействия государственных органов и делового сообщества;
- мониторинг и анализ действующих и планируемых нормативных правовых актов;
- формирование и продвижение позиций компании, в том числе по нормативным правовым актам;
- участие в разработке нормативных правовых актов.
- взаимодействие с регулирующими органами для своевременного получения информации по новым требованиям к продуктам ИБ,
- формирование предложений для профильных министерств по реагированию на расширение ландшафта киберугроз,
-
участие в
бизнес-миссиях с целью развития партнерских отношений с ключевыми игроками на международном рынке.
В Sitronics Group перед департаментом по взаимодействию с органами государственной власти стоят задачи по мониторингу деятельности органов государственной власти, анализу
В некоторых компаниях задачи департаментов по работе с госсектором связаны и с коммерческой деятельностью. В пример можно привести «ФОРС — Центр разработки» (ГК ФОРС), которая специализируется на разработке, интеграции и построения информационных систем, инфраструктурных решений, технической поддержке и обучении.
«Специально выделенного направления по GR в нашей компании нет, поскольку для его реализации в классическом понимании требуются определённые условия и нормы общественных отношений — прежде всего, достаточная их зрелость и прозрачность, — пояснил TAdviser Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с государственным сектором ГК ФОРС.»
В определённой степени функции взаимодействия с органами власти в ГК ФОРС возложены на департамент по работе с государственным сектором. Это коммерческий блок, сотрудники которого обеспечивают продвижение решений и услуг компании на федеральном и региональном уровнях, отвечают за взаимодействие с госзаказчиками по самому широкому кругу вопросов, пояснил Андрей Бурин. Но
В группе компаний ICL в. продуктовом подразделении для работы с органами власти есть отдельно выделенный человек, рассказал TAdviser Виктор Дьячков, руководитель группы компаний ICL. В сервисном направлении его нет в силу отсутствия необходимости.
«Ключевая цель
Директор по корпоративным коммуникациям и клиентскому сервису «Русатом Инфраструктурные решения» Дмитрий Грызунов отмечает, что, поскольку государство не просто регулятор, а еще и один из крупнейших клиентов по линии ИТ, ключевая функция, которые стоит перед людьми, которые так или иначе взаимодействуют с ним, — проинформировать о тех компетенциях, возможностях, которые у есть у компании.
«И конечно, по возможности, доказать
Другой пример приоритетной задачи — взаимодействие с государством как с регулятором. Здесь очень важным является донесение инициатив от «Русатом Инфраструктурные решения» как участника рынка по работе нормативной базы, по тем или иным решениям, которые принимаются на государственном уровне, по тому, как они отражаются на бизнесе, по инициативам в изменениях законодательных актов и гармонизации нормативного поля. Это важная часть, которой в компании тоже занимаются.
«Ещё одна из целей работы — не просто использовать возможность привлечения софинансирования со стороны государства, но и доказать, что, вложив деньги в наш продукт или проект, оно их не потеряет, и получит в результате то решение, которое действительно будет востребовано рынком. Очень важно, что государство предоставляет возможность софинансирования, — добавил Дмитрий Грызунов.»
В разработчике офисного ПО «МойОфис» считают, что очень важными для GR являются также задачи репутационного характера — формирование имиджа
В «Инфосистемы Джет» направление GR возглавляет Вадим Шустов, заместитель генерального директора компании.
«У нас нет выделенного департамента с такими функциями, но во многих подразделениях есть сотрудники, которые взаимодействуют с представителями государства в ходе реализации
Вадим Шустов регулярно участвует в профильных мероприятиях, которые проводят Администрация президента РФ, Госдума РФ, министерства и ведомства. Среди ключевых задач этой деятельности — создание благоприятных условий для ускорившейся цифровизации как госсектора, так и бизнеса. Это подразумевает, в том числе, развитие соответствующей законодательной базы в соответствии с изменениями в
Результаты работы GR в компаниях: примеры
Ряд
Так, например, в «Ростелекоме» к результатам работы своего GR относят тот факт, что за последний год в рамках «регуляторной гильотины» были переизданы многие нормативные правовые акты, способствующие развитию отрасли связь и ИТ, в разработке которых участвовал активное участие принимал департамент.
««Ростелеком» входит в рабочие группы «регуляторной гильотины» по связи и ИТ, развития конкуренции. Также в рамках федерального проекта Нормативное регулирование национальной программы Цифровая экономика представители департамента также участвовали в разработке и доработке множества принятых за прошлый год нормативных правовых актов, регулирующих (в частности) инфраструктуру электронного правительства, единую биометрическую систему, услуги связи, управление данными в сфере госрегулирования
«За последний год удалось закрепить статус компании Sitronics Group в качестве постоянного представителя в экспертном сообществе. Считаем, что коллаборация государственного сектора, образовательных организаций и бизнеса является залогом успеха цифровой трансформации отраслей. Поэтому Sitronics Group участвует в разработке образовательных программ для высшей школы в части цифровизации городского хозяйства, активно взаимодействует с профильными федеральными и региональными ВУЗами, — говорит Олеся Сафонова, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти Sitronics Group.»
«Есть локальные примеры — один из них — в 2021 году был получен грант от РФРиТ на создание продукта «Цифровой водоканал», предназначенного для контроля, мониторинга и диспетчеризации технологических и производственных процессов предприятий водоснабжения. Очень важно, что государство предоставляет возможности софинансирования. В результате получился хороший, качественный, работающий продукт. Он уже внедрен в Глазове (Удмуртская республика), проект реализуется в Белгородской области, кроме того, на
Еще один пример. Для того чтобы изменения произошли на системном уровне, необходимо выработать консолидированную позицию, единый согласованный план действий, одобренный всеми участниками местного самоуправления.
«Мы вместе с государством готовы развивать, обучать сотрудников, помогать им проще проходить период цифровой трансформации. Для этих целей в 2021 году на базе нашей экспертизы был создан центр, который позволяет находить и применять лучшие практики — Центр профессиональных управленческих сообществ уровня регион и муниципалитет. В настоящий момент в центре 500 муниципалитетов, 3 000 членов сообщества, за прошлый год проведено 42 мероприятия, — добавил Грызунов.»
«Результаты этой деятельности есть. Это рост запросов со стороны государственных заказчиков особенно по теме импортозамещения, и, соответственно, рост объемов реализации в данный сегмент рынка на 30%, — рассказал Виктор Дьячков, руководитель группы компаний ICL.»
«Экспертная поддержка и обратная связь от нашей компании вносят вклад в продуктивное взаимодействие государства и
Персоналии: «монстры» GR российского ИТ-рынка
Газета «Коммерсант» ежегодно выпускает рейтинг «
«При любой организации
Эксперты по GR, которым задавал вопрос TAdviser, наиболее часто приводят в пример основателя и директора «1С» Бориса Нуралиева, как одного из сильнейших GRщиков на российском
«Борису Нуралиеву наёмный GRщик в чистом виде точно никогда не был нужен, разве что помощник по GR, — говорит один из опрошенных TAdviser специалистов. — Глава «1С» участвует во многих рабочих группах, в том числе советах при президенте, у него огромный вес и узнаваемость.»
Например, в рамках «Цифровой экономики» Нуралиев активно продвигал программу «Кадры цифровой экономики», говорит другой эксперт.
«Борис Нуралиев активно участвовал в подготовке этой программы, лоббировал её, и это огромный плюс. Это полезная и нужная инициатива: выделение большего количества бюджетных мест на подготовку, обучение программистов. Эту тему глава «1С» продвигал давно. Он настаивал на контрольной цифре выпуска в 100 тыс. программистов и оказался прав: сейчас есть большой недостаток программистов, — считает собеседник TAdviser.»
В числе других самых сильных в этом же смысле фигур опрошенные TAdviser специалисты называли президента ГК InfoWatch Наталью Касперскую, а также глав отраслевых ассоциаций — президента ассоциации РУССОФТ Валентина Макарова и исполнительного директора АПКИТ Николая Комлева.
Прозвучало имя и директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Ильи Массуха, который ранее был госслужащим, замминистра связи и массовых коммуникаций, когда ведомство возглавлял Игорь Щёголев.
«Сейчас Илья Массух возглавляет, в том числе, Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ и продвигает инициативы, связанных с импортозамещением. В этом смысле его тоже можно отнести к успешным лоббистам российских компаний, который защищает российский рынок от иностранных поставщиков и даже от угроз госбезопасности со стороны иностранных компаний, — объяснил своё мнение один из опрошенных TAdviser специалистов.»
Впрочем, сам Илья Массух себя GRщиком не считает. В разговоре с TAdviser он отметил, что этой функцией не занимался и не собирается заниматься. Говоря о
Персоны и отраслевые объединения, которых опрошенные TAdviser профессионалы называют в числе наиболее весомых, когда речь идёт о представлении интересов в органах власти
Если посмотреть на людей, «кочующих» между «Ростелекомом»,
TAdviser также услышал мнение, что ввиду относительно недавних назначений в VK у компании теперь «безграничные возможности» по продвижению своих интересов в органах власти. Собеседник имел в виду назначение Владимира Кириенко, сына замглавы администрации президента Сергея Кириенко гендиректором VK и Ирины Сиренко, бывшего
GR-руководители : люди со связями и опытом работы в госсекторе
Если же говорить именно о руководителях
«У таких профессионалов есть большое количество связей, возможностей и знаний, куда и к кому обратиться, чтобы сократить путь решения поставленной задачи в целях продвижения интересов компании. Их знания и глубокая экспертиза очень востребована: к ним часто обращаются, как к людям, которые глубоко в теме проблем отрасли и нормативного регулирования, в том числе того, как это всё складывалось исторически, — поясняет Солодовников. — Они также знают владельцев и руководителей
Хорошие специалисты с большим опытом работы на госслужбе востребованы на равных должностях и в госкорпорациях, и в частных компаниях. Они, например, приглашаются к участию в обсуждениях в различных рабочих группах, где, в том числе, присутствуют представители крупного бизнеса, чтобы государство или
Илья Веригин, директор по работе с государственными заказчиками компании «Биорг», полагает, что у госкорпораций и компаний, основанных выходцами из министерств, самый сильный GR. Эта деятельность построена на личном общении, на личном контакте в первую очередь. Если ты по умолчанию «свой», проще разговаривать с сотрудниками госведомств, которые принимают решения, доводить до них суть той или иной идеи, нужной государству и его гражданам.
«Большинство GRщиков в крупнейших компаниях имеют предшествующий опыт работы на госслужбе, либо опыт продаж в госсекторе лет 15. Для GR нужно хорошее понимание всех процессов в госорганах — от особенностей документооборота до взаимодействия со СМИ, — отмечает Илья Веригин.»
Зарплаты GRщиков
«Даже слабый GRщик сейчас меньше 100 тыс. рублей в месяц не получает, средний получает от 150–170 тыс., а более опытный — свыше 200 тыс. рублей, — привёл оценку в разговоре с TAdviser один из специалистов по взаимодействию с госорганами.»
Безотносительно отраслевой специфики, эти данные близки к предлагаемым зарплатам в текущих вакансиях на рекрутинговом портале HH по состоянию на середину апреля. Так, например, корпорация «Синергия» предлагает
Учитывая, что в большинстве подобных вакансий не указаны открыто зарплатные предложения, привести с рекрутинговых сайтов примеры по зарплатам опытных
GR-инструменты , которые используют ИТ-компании
Говоря об инструментах, которые используют
«Очень важно быть в повестке тех изменений, которые планируются на государственном уровне с точки зрения регуляторных, нормативных аспектов. Необходимо принимать участие в обсуждениях тех законопроектов, которые принимаются по регулированию бизнеса. Они регулярно проходят в ведомствах, куда приглашаются участники рынка. Это особенно значимо, потому что позволяет на первоначальном уровне учесть интересы бизнеса, улучшить, подсказать, поскольку мы находимся внутри процесса и можем сориентировать, каким образом сделать нормативную документацию наиболее оптимальной, — считает Дмитрий Грызунов, директор по корпоративным коммуникациям и клиентскому сервису «Русатом Инфраструктурные решения».»
В ГК ФОРС, например, приводят пример, что ряд рабочих групп с их участием успешно работает в рамках проектов по ГЕОП, «Гостех», «Госмаркет», НСУД
«Для нас это не только важные площадки для общения и обмена опытом, но и арена, где мы можем представить свои взгляды, опыт, компетенцию, которые подкреплены практическим опытом и часто реализованы в виде готовых цифровых отраслевых платформ, — отмечает Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с госсектором ГК ФОРС.»
В Sitronics Group для продвижения корпоративных и отраслевых интересов наиболее эффективным считают участие в
В ЭОС рассказывают, что их экспертами в рамках инициативы Банка России была разработана концепция электронного документооборота участников финансового рынка. Также ЭОС в составе экспертов АРПП участвовала в разработке предложений по изменению налогового законодательства, выработки приоритетных направлений развития
Сила отраслевых объединений
Профессионалы в области GR почти единодушны в том, что отраслевые объединения в ИТ очень важны и являются действенным инструментом для продвижения своих интересов.
Когда речь идёт о продвижении своих интересов в органах власти, поодиночке
«Кроме того, чиновники любят работать не с
Бывают ситуации, когда затрагиваются интересы сразу нескольких отраслевых ассоциаций. В этом случае организации объединяются и готовят единое обращение от нескольких сот
«Крупнейшие ассоциации
Наиболее влиятельными в настоящий момент ассоциациями в
Роман Клецких считает одним из наиболее перспективных деловых объединений, которое занимается вопросами поддержки российских частных высокотехнологических компаний, лидеров по темпам развития и экспортным показателям, Ассоциацию «Национальных чемпионов». Ее в статусе председателя правления возглавляет Олег Фомичёв, бывший замминистра экономического развития. А Роман Клецких с сентября 2021 года курирует в этой ассоциации комитет по ИТ.
Ассоциация берет свое начало в одноименном проекте, который ранее осуществлялся на базе Минэкономразвития России. В её наблюдательный совет входят представители руководства крупнейших российских корпораций — заказчиков инновационной продукции, институтов развития и тех, от того зависит формирование «правил игры». Поддержку в GR и
«Я ожидаю, что в скором времени Ассоциация «Национальных чемпионов» станет одним из ключевых инструментов продвижения интересов высокотехнологичных компаний в
Помимо ассоциаций и консорциумов в числе значимых площадок для продвижения интересов
В одной из
«Иногда в
Яркие лоббистские победы на ИТ-рынке
Эксперты по взаимодействию с органами власти могут привести немало примеров успешных кейсов GR, которые известны на рынке.
«В качестве общего успешного кейса для всех российских
Также в числе кейсов — снижение размера страховых взносов для
Кроме того, комитет разработал метод соответствия, который позволяет соотнести продукты из реестра российского ПО с одним или несколькими КПЭ цифровой трансформации Минцифры. На его основании в АРПП был запущен новый каталог решений, который формируется всем сообществом российских разработчиков и экспертов.
«В результате совместной работы отраслевых
В ближайшее время планируется разработка и принятие федеральных законов и постановлений правительства РФ, в которых будут детально прописаны механизмы реализации решений в области поддержки ИТ отрасли. Отраслевые
Илья Веригин отмечает, что ранее понадобилась большая работа GR для того, чтобы урегулировать тестирование беспилотного такси на дорогах общего пользования. Чтобы получить разрешение на поездки таких автомобилей по улицам от ГИБДД, муниципальных и региональных властей, силовых ведомств, потребовались серьезные усилия.
Ещё один близкий пример: в Росреестре идёт большой проект по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. В рамках этой большой задачи объединения различной информации о земле, об имуществе, в том числе протестировали ИИ для определения потенциально незарегистрированных объектов по космическим снимкам. Но текущее законодательство позволяет поставить объект на учет и взыскивать налоги только по заявлению собственника.
«Мы видим, что технология полезная, поэтому для ее внедрения была проделана огромная предварительная работа по изменению законодательства. Предусмотрено, что муниципальные органы смогут подтверждать факт наличия объекта капстроительства и вносить изменения в ЕГРН. Это пример, как под конкретную технологию приходится менять федеральные законы, — поясняет Илья Веригин.»
В «копилку» успешных практик GR можно включить и тему цифровых песочниц, которую курировало Минэкономразвития: закон предоставил властям право создавать «песочницы», то есть особый правовой режим для тех компаний, на инновационную деятельность которых есть законодательные ограничения. В Москве приняли закон о своих «цифровых песочницах», разрешающий при определенных условиях отходить от существующей регуляторики и пробовать в определенных пределах делать
«Инициативы, с которыми обычно коллективно выходит российская
Ещё один пример: когда началась пандемия, стало понятно, что
Зачем GRщик нужен чиновнику?
Компании взаимодействуют с органами власти для продвижения своих корпоративных интересов. Но интерес во взаимодействии с
Чиновникам всех уровней нужна аналитика по отрасли, которую им поручили регулировать, отмечает Роман Клецких. Например, экспертиза различных инициатив, которые им зачастую «спускают сверху». Иначе говоря, им нужно понимать, какие в индустрии «боли», проблемы, административные барьеры, чего им не хватает для развития. Они звонят и пишут, чтобы это узнать. В качестве источника таких данных
Пользоваться такой экспертизой не запрещено и более того, нужно в целях защиты интересов отечественной
Илья Веригин полагает, что за последнее десятилетие сильно изменился формат чиновников: если 15 лет назад это были преимущественно люди «старой закалки», то сейчас много чиновников, открытых ко всему новому, воспринимающих новые ценности. Сейчас работа многих госорганов строится уже по другому принципу, чем раньше — на управлении изменениями.
«Чиновники новой формации мыслят потребностями ведомства — как сделать работу лучше с точки зрения гражданина, самого ведомства, с точки зрения оптимизации штата
Илья Веригин приводит собственный пример взаимодействия с правительством Москвы. Он сформулировал идею, тут же со смартфона открыл электронную приемную, обратился к конкретному заместителю руководителя, и ему через 7 минут перезвонили и пригласили на встречу.
«Поэтому с точки зрения чиновника GR — это не человек, который ему сходу пытается
Головная боль GRщика: нерешаемые и сложно решаемые вопросы
Есть ли для GRщика нерешаемые вопросы, и какие являются наиболее сложными? Эдуард Войтенко полагает, что самыми сложными являются те проекты, которые идут вразрез с трендом государственной политики. В этом случае повлиять на законотворческие или политические процессы крайне трудно, однако до определенного момента остается возможность сохранять текущее положение в отрасли как можно дольше.
«Нерешаемые вопросы всегда связаны с невозможностью преодолеть однозначную политическую волю того или иного чиновника, уполномоченного принимать решения, — добавил Войтенко.»
Иногда случается, что государство проводит
Самое сложное — изменения законодательства, потому что это длительные процессы, вдобавок связанные с массой бюрократии, полагает Илья Веригин.
«Я бы при этом не сказал, что есть совсем нерешаемые вопросы. Разве что дело упрется в позицию, например, ФСБ, которую поменять крайне сложно. На последнюю редакцию законопроектов ФСБ всегда может написать негативный отзыв. Например, изменение закона не пропустят из соображений антитеррористической безопасности. Но и здесь можно
Ещё одна сложность, как и в продажах, может возникнуть при выпадении из команды лица, принимающего решения: когда неожиданно меняется, например, CDTO, который был инициатором
«Кроме того, иногда задачи, которые кажутся нерешаемыми, становятся решаемыми, когда меняется среда. Например, продвижение темы импортозамещения софта шло очень сложно на протяжении многих лет, пока в 2014 году на ПМЭФ президент Владимир Путин не объявил о программе импортозамещения программного обеспечения. После этого продвигать российские решения в государственных органах власти и госкорпорациях стало значительно легче, — рассказывает Клецких.»
А приостановка работы и уход с российского рынка иностранных ИТ компаний (Microsoft, SAP, Autodesk и др.) на фоне событий на Украине значительно ускорило переход государственных и коммерческих организаций на отечественное программное обеспечение.
Роман Клецких приводит в пример одну из текущих сложных задач, которую, по его мнению необходимо решать:
«Сейчас одна из болей «рыночных» ИТ компаний —
Конкурировать с госкорпорациями «рыночным» компаниям очень непросто.
GR и взятки: есть ли связь?
Между инструментами GR и дачей чиновнику взятки нет никакой связи, отмечает Эдуард Войтенко. Взятка как одно из проявлений коррупции является преступлением, за которое предусмотрено уголовное наказание. Применение GR- и лоббистских технологий находится исключительно в правовом поле и подчинено правовым и этическим нормам, а главным инструментом коммуникации с государством выступает качественная всесторонняя экспертиза.
«Если компания использует нелегальные способы взаимодействия с властью, в том числе, в нарушение законодательства о противодействии коррупции, такое взаимодействие нельзя назвать GR. В этом смысле, коррупционная составляющая, помимо того, что является преступлением, еще и обесценивает роль экспертизы, которая, как было отмечено, имеет ключевое значение при оказании GR- и лоббистских услуг, — считает гендиректор Baikal Communications Group.»
Некоторые GRщики рискуют перейти грань от разрешённых отношений к запрещённым, говорит Денис Солодовников. Если GRщик перейдёт к прямому подкупу —
Илья Веригин полагает, что нет никакой связи между цивилизованным GR и взяточничеством.
«Вместе с поколением чиновников, которые ориентированы на результат, мир стал лучше. Они решают задачи, направленные на развитие, реагируют на запрос общества. По этой причине квалифицированному GRщику нет необходимости
Судя по тому, что можно видеть в СМИ, взятки в природе существуют, и государство за них наказывает, говорит Роман Клецких. Но GR — это не про взятки. Удовлетворенность игроков отрасли от взаимодействия с государством нужна и самим чиновникам:
Кроме того, в
«Ну, и конечно,